Печать
Просмотров: 1696

Узнать гиперактивных детей очень легко. Сказать про такого ребенка, что он активен, это еще не сказать ничего. Он ни минуты не сидит спокойно - он вскакивает, бегает, все трогает, извивается, как уж на сковородке. Такие малыши не могут дождаться своей очереди во время игры или в общей беседе, выкрикивают ответ, не дослушав вопроса, не умеют контролировать свои эмоции. Как только ни называют их родители: и живчик, и шустрик, и моторчик. Ребенок находится в постоянном движении 24 часа в сутки.

Так это замечательно, скажите вы. Ребенок и должен быть активным, любознательным.

Чтобы разобраться, где же лежит эта едва уловимая грань между нормой и гиперактивностью, давайте сравним активного ребенка с ребенком с гиперактивным.

Активный ребенок

Гиперактивный ребенок

Что же делать? Можно ли помочь ребенку - «катастрофе»?

Махать на проблему рукой, дескать, само пройдет, не выход. Ведь может и не пройти, а так происходит. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе. Не найдя поддержки дома и у учителя, он может попасть в число аутсайдеров. А завоевывать авторитет начнет в криминальном мире или уйдет от трудностей, употребляя наркотики. В подобной ситуации нельзя надеяться на то, что дети "перерастут" свое состояние. Поэтому помощь «непоседам» необходима: это комплексная, длительная медико-психологическая коррекция в сотрудничестве с родителями.

Важно понимать, что повышенная активность - это в первую очередь беда самого ребенка. Он хотел бы иметь возможность реализовывать все свои идеи, иметь много друзей, заслужить похвалу родителей. Поэтому именно родители должны стать адвокатами и помощниками своему ребенку. И в первую очередь им нужно обратить внимание на самих себя. Важно научиться находить время для своей личной жизни и отдыхать без ребенка. Ведь издерганная, выжатая как лимон мама, вряд ли сможет быть последовательной в воспитании «шустрика» и создать спокойную психологическую обстановку в семье.

Психологи предлагаю несколько простых рекомендаций, которые помогут найти общий язык с ребенком и помогут ему в жизни.

1. Каждый день говорите ребенку, как сильно вы его любите. Не забывайте целовать и обнимать его. В ситуации, когда вы недовольны поведением ребенка, отделяйте ваше раздражение от истинных чувств к нему. Постарайтесь сохранить ниточку нежности и близости между вами.

2. Соблюдайте четкий режим дня. Организация режима дня является залогом успеха адаптации к детскому саду, (а в дальнейшем и к школьным нагрузкам). Если же вы сами - эмоциональны и неуравновешенны, постоянно торопитесь, не умеете организовать свой день, то начинать работать сначала надо над собой.

3. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Иначе ваш «живчик» будет жить среди всевозможных «нет» и «нельзя», что только увеличит эмоциональную напряженность и агрессию. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях и последствия (наказание).

4. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. А также стоит помогать ему закончить забытое занятие– нарисовать рисунок, дочитать сказку. Увидев результат, ребенок почувствует гордость и начнет верить в свои силы.

5. Необходимо оберегать «непоседу» от эмоционального переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.

6. Берегите внимание ребенка. Если он занят, не следует его отвлекать, давая новые задания.

7. Каждый день надо гулять с «моторчиком». Недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Важно создать такие условия дома, чтобы удовлетворить естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Также можно записать его в бассейн.

8. Одним из направлений обучения эффективному взаимодействию являются настольные игры. Гиперактивным детям трудно играть по правилам, проигрывать и организация этих игр позволяет им получить неоценимый опыт сотрудничества.

9. Сказки и рассказы для чтения желательно по принципу схожести характеров героев с малышом. Это: Незнайка, Пеппи-Длинный чулок, Эмиль из Ленненберги. Во время истории ребенок проходит путь героя и вместе с ним учится новым формам поведения, может предсказывать последствия своих поступков.

Если получиться следовать даже части этих советов, результат не заставит себя долго ждать. А для развития внимания психологи используют различные игры.

Существует сравнение жизни с неусидчивым ребенком, как попытки поймать колибри с помощью аркана. Возможно, все-таки стоит предложить колибри цветок с вкусным нектаром, а не сажать его насильно в клетку? Не надо стараться сделать «шустрика» удобным и спокойным. Ведь заинтересовав ребенка, уделяя ему повышенное внимание, можно «насытить ребенка нектаром полной жизни» и помочь ему в развитии знаниями и поддержкой.