СКОРО В ШКОЛУ

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе значит быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Школа проводит тестирование весной – летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:

  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Сравнивать, анализировать, группировать;
  • Действовать произвольно;
  • Действовать по образцу;
  • Общаться со сверстниками;
  • И желание быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития.. В переходный год (5-6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть, опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, - то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как утроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей  о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.

Важно правильно подобрать школу ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов «да», « почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

  • Все ли вам нравится в своем ребенке?
  • Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли на малыша, когда он говорит?
  • Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша?
  • Смеетесь ли вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?
  • Часто ли обнимаете ребенка?
  • Играете ли вместе?
  • Есть у вашего ребенка собственные книги?
  • Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
  • Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?
  • Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
  • Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?
  • Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?
  • Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?
  • Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулке?
  • Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ: «Да, почти всегда» - 4 балла. «Иногда», «может быть» - 2 балла «Нет, почти никогда» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

От 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

От 60до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни? Меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

Тесты для родителей
на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.

Памятка

Ребенок шести лет должен знать:

  • Различать предметы по признаку формы;
  • Обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
  • Сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;
  • Применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;
  • Изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги
  • Строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.

КАК НАДО готовить ребенка к поступлению в школу

  • Как это ни казалось бы  Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без различных неблагоприят­ных факторов анамнеза.
  • После рождения ребенка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.
  • Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений.
  • Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них.
  • Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.
  • Создать благоприятный климат для него в семье.
  • Любить, как прежде, может быть, немного больше и дать ему об этом знать.
  • Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зре­лости ребенка и своевременно их развивать.
  • Следить за умственным развитием ребенка.
  • Создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его задержки.
  • Читать ребенку сказки и стихи.
  • Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино.
  • Хвалить его за первые рисунки.
  • Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк.
  • Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.
  • Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.
  • Любыми способами поощрять общение со сверстниками.
  • Воспитывать мир чувств.
  • Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться
  • уменьшать его тревожность.
  • Следить за состоянием здоровья и заниматься реабили­тацией всех выявленных отклонений.
  • Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько зрел или незрел ребенок, или же провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.
  • Если ребенок зрел, то, даже несмотря на это, психологи­чески готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые там ждут.
  • Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обыч­ной школе, необходимо попытаться как-то сделать зрелыми даже незрелые критерии, которые возможно, используя реко­мендации психолога и педиатра.
  • Если ребенок Ваш незрел, ни в коем случае не добивай­тесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям,
когда ребенок готовится к поступлению в школу

  • Не заниматься подготовкой к школе, пуская это все на самотек.
  • Не выявлять заранее незрелость и, даже выявив ее, не принимать никаких мер.
  • Не проводить незрелому ребенку назначенные корриги­рующие мероприятия.
  • Пытаться записать его в обычный класс, прекрасно зная, что он в нем не справится с нагрузкой.
  • Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности. Показывать, что он отверженный в семье и школа — это только его дело.
  • Все время инфантилизировать ребенка, пытаться, чтобы он был зависимым от Вас.
  • Сверхопекать или подчеркивать свою гипоопеку.
  • Быть равнодушным к будущему малыша.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

Ваш ребенок с легкостью справляется с любым из заданий. Его отличает острота мышления, на­блюдательность, хорошая помять, любознательность. Он часто «ухо­дит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это го­ворит о том, что ваш ребенок, без сомнения, обладает способностями к познавательной деятельности.

В отличие от способного,  одаренный ребенок характеризуется  следующими  проявлениями:

  • мыслит оригинально, творчески;
  • хорошо понимает юмор;
  • обладает неистребимой жаждой познания, неистощимым любопытством;
  • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изо­бразительной деятельности, музыке и т. п.);
  • отличается от других детей своей независимостью, предпочтени­ем общества взрослых.

Иногда родителей пугает странность, непохожесть их ребенка на сверстников. Часто их раздражает его неуемная жажда познания, не­истребимое любопытство. Чем более энергично и нетрадиционно по­ведение ребенка, тем более вероятно, что взрослые одергивают, огра­ничивают его и даже наказывают. Таким образом родители могут подавить, а не развить творческие возможности ребенка.

Если ваш ребенок одарен, то:

  • поддерживайте в нем интерес, творческие устремления, ориги­нальность;
  • никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;
  • уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;
  • помните, что это вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к вам;
  • помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;
  • найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;
  • не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребенок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть;
  • не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не пере­хваливайте его;
  • не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.)

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что часто проблемой для одарен­ного ребенка является проблема взаимоотношений с другими людьми.

Адекватны ли самооценка и уровень притязаний у ребенка

В процессе наблюдения за поведением ребенка обращайте внима­ние на следующие особенности, которые являются свидетельством низкого уровня самооценки и притязаний:

  • Частые самокритичные высказывания: «Я не смогу этого сде­лать...»
  • Негативные ожидания в отношении ситуации соперничества:«Зачем это делать? У меня все равно будет хуже, чем у...»Критическое отношение к успехам других: «Просто ему повезло...»
  • Нежелание признавать свои ошибки: «Я не виноват, что...»
  • Склонность подчеркивать недостатки у других: «Зато он ябедни­чает...»
  • Неспособность принять похвалу: «На самом-то деле вы так не счи­таете...»
  • Отрицательное отношение к детскому саду: «Воспитатель меняне любит...»Отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Мне не интересно...»
  • Повышенная застенчивость, трудности общения с незнакомыми
  • людьми.
  • Повышенная чувствительность к критике: «Все против меня...»

Далее предлагаются различные тесты, с помощью которых вы сможете уточнить представления о самооценке и уровне притязаний своего ребенка.

Коррекция самооценки и уровня притязаний в процессе взаимо­действия с ребенком осуществляется постоянно. Кроме того, можно использовать и те упражнения, которые даются в книге, предлагая посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную под­держку, похвалу и одобрение. Допустим, ваш ребенок с легкостью справляется с любым заданием. Его отличает острота мышления, на­блюдательность, хорошая память, любознательность. Он часто «ухо­дит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это го­ворит о том, что ваш ребенок, без сомнения, обладает способностями к познавательной деятельности, а также о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.

Консультируя родителей, имеющих одаренного ребенка, мы час­то сталкиваемся и с желанием взрослых, чтобы их ребенок был луч­шим во всем и все умел. Например, спрашивает мама: «Почему мой сын не хочет читать, если он такой способный?» Бывает, что родите­ли доводят дело до полной ненависти ребенка к этому занятию, а нужно лишь немного подождать, пока ребенок сам захочет и начнет читать, просто для этого еще не пришло время, и есть масса других интересных дел.

Психологи показали, что насильственное подавление интел­лектуальных или двигательных потребностей одаренного малыша в течение длительного времени может привести к эмоциональным сложностям и даже неврозам.

Родители одаренного ребенка иногда спрашивают, следует ли стре­миться к тому, чтобы их сын или дочь опережали своих сверстников и, например, в 7 лет учились в 3-м классе и т. п.?

Каждый случай уникален, но при этом нельзя забывать о социаль­ном самочувствии своего ребенка. Ведь неизвестно, как он будет при­нят более старшими по возрасту детьми. Не окажется ли он в изоля­ции? (Иметь друзей не менее важно, чем быть лучшим учеником.)

Старайтесь больше внимания уделять вопросам общения, груп­повым играм, которые являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения.

Правила формирования адекватной самооценки

По мере развития дети учатся понимать себя, свое Я, давать оценку собственным качествам. Этот оценочный компонент Я называется самооценкой. Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Под уровнем при­тязаний понимается степень трудностей целей, которые человек ставит перед собой.

Самооценка и уровень притязаний могут быть адекват­ными и неадекватными. Последние бывают завышенными и зани­женными.

Разумеется, оптимальный вариант — адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует. Он будет рассчитывать на то, что все в жизни ему будет отлично удаваться; .скрывая свои недостатки, он сможет их учесть, а уверенность в себе по­может ему реализовать свои способности.

Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведение в целом.

Дети с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собст­венную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на своих недостатках, выража­ют неуверенность в их преодолении.

Показано, например, что трудности многих неуспевающих детей являются не следствием их умственной или физической неполно­ценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспо­собных к учебе.

В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия вия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в сво­ей компетентности и достоинствах.

Улыбка, похвала, одобрение — все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают пози­тивный образ Я.

Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка сознавать свою неспособность и малоценность.

Постоянное недовольство, критика и физические наказания при­водят к снижению самооценки.    Чаще всего родители используют различные речевые оценки в от­ношении своих детей. Это объясняет ведущую роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребенка.

«Ты такой упрямый», — говорит мама своему малышу.

«Ты у нас такая красавица», — любуется папа своей маленькой дочкой.

«Господи, какой же ты непослушный!» — сетует бабушка на сво­его внука.

«Помоги мне накрыть на стол, — просит мама свою дочь. — У тебя всегда так красиво это получается».

Проанализируйте высказывания по отношению к своему ребенку хотя бы за один только день и вы, вероятно, поймете, почему у него заниженная или завышенная самооценка, почему он пасует перед трудностями или без боязни берется за любое дело.

Часто родители настраивают ребенка на высокие достижения всегда и во всем, формируя таким образом завышенную самооценку и уровень притязаний.

У меня на приеме была первоклассница — лучшая ученица в клас­се. Однажды она не слишком блестяще справилась с поделкой на уро­ке труда. Это была «трагедия» вселенского масштаба: она рыдала весь день, не могла заснуть вечером, у нее заболела голова и т. п.

Эта девочка изо всех сил, а иногда через силу, с каким-то надры­вом старалась добиться успехов, но, как бы хорошо у нее это ни по­лучалось, она оставалась недовольна своими результатами. Такие де­ти страдают от чувства неудовлетворенности и гипер самокритично­сти даже тогда, когда все окружающие признают их лучшими.

Завышенные стандарты часто приводят к различным психосома­тическим и невротическим заболеваниям.

Ни один человек не может быть одинаково успешным всегда и во всем. Поэтому необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами. Кроме того, по мере взросления каждый, ребенок учится рационально распределять свои усилия — какие-то дела заслуживают высшего напряжения сил, другие — средних уси­лии, а остальные требуют лишь минимальных затрат сил и времени.

Мотивация достижений — другой важный аспект, связанный с са­мооценкой.

В семье, в детском саду ребенка часто настраивают на избегание неудачи. Как следствие он все время боится что-нибудь сделать или  сказать неправильно. Это способствует появлению страха перед воз­можной ошибкой, развитию тревожности, вызывает неуверенность в своих силах, снижает самооценку и уровень притязаний.

Если в раннем детстве самооценка формируется под влиянием родителей, то уже к 4-5 годам дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми, используя социальное сравнение, т. е. по­казатель успешности в реальных видах деятельности. Ребенок, общаясь с сверстниками, постоянно получает обратную связь, убеждающую по к том, что он нужен другим, что он им нравится и что вообще он и обладает значимостью в их глазах. Это касается всех сторон жизни
ребенка — его физического развития, социальных навыков, успехов в игровой и учебной деятельности, эмоционального тонуса, внешнего облика и т.д.

Психологи показали, что если ребенок — лучший хотя бы в какой-то одной области, то он, как правило, имеет высокую самооценку.

Нa формирование позитивной самооценки ребенка, посещающего детский сад, большое воздействие оказывают воспитатели.

Вот пример: я прошу ребенка-дошкольника нарисовать что-либо, а он отказывается:

«Я не буду рисовать, я плохо рисую». Почему? Оказалось, воспитатель­ница в детском саду так негативно высказалась о художественных спо­собностях ребенка, что теперь он предпочитает вообще этим делом не заниматься. Самооценка, сформированная у ребенка в дошкольном возрасте, обычно довольно стойкая, но тем не менее она может улуч­шиться или же снизиться под влиянием школы, учителей. Хотя каждый ребенок еще до поступления в школу так или иначе испытал радость успеха и горечь неудач и приобрел соответствую­щий опыт, только в школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглаша­ются публично. В результате ребенок оказывается перед необходи­мостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне бу­дет пронизывать всю его школьную жизнь.

Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы под­готовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение.

Тест на определение одаренности

Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольника к той или иной области деятельности.

Отвечая на вопросы, записывайте ответы:

  • утвердительные, «да» -1 очко;
  • отрицательные, «нет» — 0 очков.

Затем складывайте все очки.

По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

  1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
  2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?
  3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
  4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
  5. Любит ли фантастические истории?
  6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
  7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?
  8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
  9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
  10. Боится ли темноты?
  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
  12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?
  13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
  14. Был ли удачен этот замысел?
  15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
  16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать на­значение разных предметов?
  17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?
  18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?
  19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
  20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
  21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
  22. Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?
  23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов:

  • От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
  • От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда в чем-то за­интересован.
  • От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
  • От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к прак­тической деятельности.
  • Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 48 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.